Философ, не трусь!

Александр Долгов

-----Так получилось, что я встретился с Юрием Шевчуком накануне дня памяти А. С. Пушкина. Как и 162 года назад, когда петербуржцы прощались с Пушкиным, провожая поэта в его последнюю дорогу к месту упокоения в Святых Горах в Петербурге трещали февральские морозы.
Мы сидим на кухне студии ДДТ и говорим о том, какой год наступил - юбилейный год Пушкина. Шевчук всегда трепетно относился к поэту. Помните строки из песни?

Ах, Александр Сергеевич милый,
Ну что же Вы нам ничего не сказали,
О том, как держали, искали, любили.
О том, что в последнюю осень Вы знали.

-----Сегодня, когда Шевчук уже разменял пятый десяток, ему стал чрезвычайно близок "зрелый консерватизм уходящего Пушкина". Он постоянно читает и верит, что это Пушкин говорит его словами.
-----Но, конечно, главный разговор в тот вечер был о музыке. О масштабной программе "Мир Номер Ноль" и одноименном альбоме, и о том, чем живет сегодня группа ДДТ.

Юрий Шевчук: Работа над "Мир Номер Ноль" окончена. Второй концерт в Питере показал, что эта программа состоялась и... нам уже скучно, хочется другого, нового.
-----Жизнь, время, экономическая ситуация и наше внутреннее состояние ведут нас после этого "пара" на сквознячок.
-----Новое я называю пока "электроакустикой". Дирижером будут голос и слово, погруженные в темную среду... и четверг образной музыки. Основой, стержнем этой программы будут какие-то новые песни. Предполагается этакий полуакустический клон DDT, а не просто семь дураков в сомбреро с гитарами. Мы найдем и в этой манере боя что-то свое, на других не похожее. Таким образом у нас будет три программы - моя сольная, электроакустика DDT и "Мир Номер Ноль". С последней мы будем ездить в те города, которые смогут себе эту роскошь позволить. Не секрет,что по себестоимости "Мир Номер Ноль" - очень дорогая программа. Очень.
-----Честно говоря, к "электроакустике" мы давно шли, думали, прикидывали, что и как, была попытка ее осуществить в 1994 году. Но, как мне кажется, именно сейчас доросли до нее. Ставятся очень интересные "взрослые" художественные задачи.
-----Мы делаем эту программу не ради денег, как это обычно бывает. Ну, там, кризис... "Мир Номер Ноль" не канает... Надо что-то другое слепить...

FUZZ:Хотя этот "чес" можно было элементарно сделать.

Юрий: (иронично) А чего его не сделать?! Завтра набрать песни и "гонять дурака" по всей стране.

FUZZ: По поводу влияний. Сейчас большой поток информации, очень много новой музыки...

Юрий: Естественно, художник должен ходить на выставки. Мы на них и ходим, т. е. слушаем эту музыку. "Мир Номер Ноль" - программа, которая испытала много влияний, но происходило это естественно. Мы ведь действительно хотели играть другую музыку. Просто настала пора создавать другое DDT. Мне эта программа нравится. В ней больше рок-н-ролла, чем, допустим, в GARBAGE. Наша программа интересней.

FUZZ: А что из задуманного в этой программе не удалось воплотить на сцене? Чего не увидели зрители?

Юрий: Много чего. Не увидели голографии на сцене, моего проникновения со сцены в экран, образно говоря, моей "компьютерной жизни" - я должен был быть "мышью". Визуально очень многое задумывалось, была масса идей. Например, не хватило денег на Dolby Prologic в зале. Мы хотели аппаратуру расставить по кругу, чтобы звук гонял по залу, как колесо. Идеи были сногсшибательные. Мы сами все это рожали, придумывали, изучали эти технологии, советовались с профессионалами. Были интересные световые решения. Я хотел асимметричного света, менее банального, хотел его сделать существом одухотворенным. Мы вообще хотели уничтожить сцену. Главная идея программы "Мир Номер Ноль" - не должно было быть сцены. Действо должно было происходить непосредственно в зале. Это очень интересная идея. И кто-нибудь ее, наверное, решит. Мы когда-нибудь уничтожим этот барьер - зритель, певец, группа. Нам очень хотелось сделать все по-другому. Но многое сегодня - конструкции сцены, технологии определенного уровня - не потянуть экономически. В общем, нам потихонечку приходилось отступать от мечты. Мечта опять оказалась недостижимой. Нам хватило вдохновения, фантазии, но не хватило денег. И когда ты знаешь, что для воплощения идей тебе всего-навсего не хватает денег,то ты, в принципе, с этим можешь жить спокойно. Тут нужно быть философом.

FUZZ: Можно сказать, что программа "Мир Номер Ноль" состоялась, ее увидели почти двести тысяч зрителей. А как складывается судьба одноименного альбома?

Юрий: Альбом, слава Богу, выходит в марте, очень мешали его материализации пираты и экономика. Но мы с этим дерьмом справились.

FUZZ: Если не ошибаюсь, еаш последний видеоклип "Любовь" (получил премию FUZZ за 1996 г. - ред.) был выпущен три года назад. Увидим ли мы новое видео в ближайшем будущем?

Юрий: Ты не представляешь, сколько у меня сценариев дома лежит... Почти на каждую песню "Мира Номер Ноль". Опять же - нет средств. Но,верю,пробьемся.

FUZZ: А что с телеверсией новой программы?

Юрий: Мы ее почистим, сделаем звук Hi-Fi. Телевизионный вариант для НТВ мы делали наспех. Мне кажется, эта программа обязательно должна быть на видеокассетах.

FUZZ: Прошлым летом новость о том, что группа DDT разошлась с "Театром DDT", стала сенсацией. Было много разговоров об этом. Что произошло на самом деле?

Юрий: "Театр DDT" был создан в начале 90-х. Я, Женя Мочулов, братья Болотины собрались и.решили сделать свой лэйбл, чтобы издавать рок-н-ролл. Многие тогда над нами смеялись, а мы выжили. "Театр DDT", считай, 6 -7 лет нормально работал - выпускал чистый рок-н-ролл, организовывал концерты. Но 98-й год стал для нас годом перемен. Юридически "Театр DDT" уже .не существует. Группа DDT вышла из "Театра DDT". Причем без всяких скандалов, спокойно. А ребята - Мочулов & К - они преобразовались в хорошую концертную компанию. Они делают классные концерты, работают с рок-н-роллом. В будущем, я думаю, с их опытом работы это будет лучшая концертная организациям в городе.
-----У группы DDT теперь новый директор - Максим Панде. Это мой старый друг. Он певец, был лидером группы КОШКИН ДОМ. А с концертной организацией Мочулова и Болотиных мы работаем так же, как и другие группы. Конечно, дружим. Сохранили добрые отношения, что весьма характерно для рок-н-ролла.

FUZZ: Значит, вся ваша параллельная деятельность - проведение фестивалей, продюсирование молодых групп - заморожена до лучших времен?

Юрий: Я надеюсь, что как только в стране наступит какое-то экономическое просветление, мы продолжим работу. Но сегодня - это нереально. Многие молодые просто не догадываются о том, что стоило нам провести два Питерских фестиваля. Суммы были пятизначными. Огромные деньги. И половину каждой суммы DDT потом отрабатывала своими концертами. Фестивальные билеты ничего не отбили. Спонсоры помогли на треть. Первый фестиваль DDT своими гастролями отбивала два месяца, а второй вообще полгода. Молодежь должна знать, что это стоило нам.
-----Мы - рок-н-ролльные люди. Деньги для нас не на первом месте. Согласись, то, что созрело в Питере за эти последние годы, хорошего качества, и мы как-то немножко помогли этому. По крайней мере, мы попытались это сделать. Другие-то вообще не пытаются.
----- ...Спонсоры, как всегда, помогают. И помогают не какие-то там оторванные от происходящего короли-космонавты левого бизнеса, а наши друзья. Помогают просто так, от чистого сердца. Вот, например, минский "МАЗ", который предоставил нам для перевозок сцены свои трейлера. Спасибо ребятам большое.
-----...Наше время - это игольное ушко. Кризис - это всегда игольное ушко. Туда не протолкнуться человеку со своими холодильниками, машинами и прочими материальными ценностями.. Дай Бог,чтобы голова прошла, сердце и душа. Этот кризис в очередной раз показал, кто есть кто. Мы через это ушко столько раз проходили в течение нашей жизни. Чего мы только не видели - империи рушились на наших глазах. Мы на развалинах дымящихся стояли и хохотали во все горло. Вижу печаль этого мира. Унынье - грех. И с прошлым надо расставаться смеясь. Это абсолютно точно. Мы вот - полны сил. Серьезно тебе говорю, я не шизофреник. Рубимся, концерты даем. Весь год будем активно работать. У меня пишется много новых песен. Это очень радует.

FUZZ: Этот год закончится парламентскими выборами, будет битва за умы миллионов людей. Как поведет себя группа DDT?

Юрий: Как всегда. Художнику должно быть подальше от политики и от сильных мира сего. Дабы сохранить в себе этот огонек творчества. А это все - суета сует. Прав Екклезиаст. Еще одна его тонкая мысль мне нравится - не кричи о своей мудрости на каждом углу. Не мечи бисер. Но зло, конечно, есть. Я вижу его. Это фашизм. Очень печально, что он есть в нашей стране. Грустно за этих людей. Где-то это понятно, потому что так легче. Такой путь борьбы - он самый короткий. Злом и насилием решать проблему, но здесь мы будем голосовать против.

FUZZ: Мы вступаем в эру Водолея. Астрологи предсказывают для России очень благополучный период - пору рассвета.

Юрий: Первая ассоциация, возникающая в моей .грешной голове при упоминании Водолея - это Потоп (смеется). Нет, не некие хрустальные родники, бьющие ключами из-под асфальта Невского проспекта. Скорее Потоп, батенька.
-----Я сейчас песню пишу. Там есть строчки - о городе, пережившем четыре потопа, таких мощных, когда все сносило. Значит, я могу сказать, что и эру Водолея мы переживем (смеется).

FUZZ: О попсе...

Юрий: Скучно говорить о попсе. Об эпохе маньеризма не скучно говорить. Современная музыка все больше и больше мне напоминает эпоху маньеризма. Какие-то аналогии я провожу внутри себя. Рок-н-ролл конца 70-х - начала 80-х - это мощная энергетика. Это был наш Ренессанс. У меня ассоциации с картинами Джотто, который творил перед Возрождением, открыл перспективу. Оживил эти идолы средневековые, у них появились сосредоточенные улыбки на окаменевших лицах, и щетина на ликах святых, и мешки под глазами. И это как раз рок-н-ролл - суровый стиль такой и вместе с тем мощнейшая правда. Потом после титанов Леонардо и Микеланджело пришел Рафаэль. Вроде краски те же, но уже розовенькие, голубенькие. Для меня "Мадонна" Рафаэля, кстати, уже на грани пошлости. А потом - вообще эпоха маньеризма. Те же электрогитары, вроде те же как бы и слова, а все не то. Вроде и панки, а вроде уже и не панки. Вроде и рок, а вроде и не рок. Маньеризм. Манерами отдает это Время.
-----С другой стороны, я прекрасно понимаю людей. Приходишь домой с работы, где действительно не платят, и включаешь там Башлачева или Шевчука и еще больше охреневаешь (смеется). Это нереально. Есть пределы человеческой психики. Конечно, ты ставишь что-нибудь полегче, чтобы расслабиться, отвлечься. Это на уровне физиологии. И отсюда эта эпоха маньеризма вышла. Это ее фундамент. Ведь идет абсолютно жестокая война за выживание. Поэтому - взрыв этой поп-культуры. С одной стороны, маньеризм этот рок-н-ролльный, с другой стороны, попса и все это сращивается. Это абсолютно естественно, а против естества я никогда не воевал. Просто не участвую. Вчера ночью написал стихи...
Слышкоя много на каждом проклятья
Не виню равнодушных - сам грешен
Я искал дорогие объятия
И нашел...
И удобно повешен...
В ресторане под звуки ванили
Поп-звезда расплела злые груди
В пьяной тьме киловатттй кадрили
Превращаются в прошлое люди
Мои песни здесь только помеха
Умирать, чтобы жить не для вечных
И жует бесконечное эхо
Как бифштексы, молитвы конечных
-----Вот такие строчки. Это факт. Заблудились в изгибах изгои... Все мы изгои, все мы заблудились немножко в избах. В этой битве за выживание. Это давит, от этого никуда не уйти.

FUZZ: А ты сам как расслабляешься? Один? С кем-то? У речки? В лесу?

Юрий: Есть у меня действительно кусок вечности... как это банально, как это ни смешно говорить про мою деревню, насчет которой уже Петр Мамонов поехидничал (смеется). На самом деле оттуда видно все. Это тот космический корабль, откуда видно всю землю. И свое место на ней, и свои масштабы. Это очень помогает писать, работать, думать. При каждом удобном случае я просто туда срываюсь, и все.

FUZZ: Последний вопрос: как ты себя ощущаешь на стыке времен?

Юрий: Нам страшно всем повезло. Мы в таком зрелом возрасте, полны энергии, сил, мы переходим эти границы. Эти цифры на нас всех подсознательно действуют. Ты представь, как мы будем говорить... Вот, мол, в прошлом тысячелетии какие фестивали были! Какими масштабами мы будем мыслить! Мне кажется, смена этих эпох избавит от суеты, очень благотворно повлияет на человечество. И мы все станем философами.


Hosted by uCoz