Я не против Моцарта,
но плохо отношусь к его папе
МАРИЯ
ШЕВЧЕНКО
Два
года от "ДДТ" ждали новых
песен. Сам Шевчук на несколько
месяцев удалился в деревню
Лебедевка: писал. Там же
отметил свой сороковник. Все
решили, что "ДДТ"
отправится налево, вслед за "Наутилусом".
Не случилось. Оказалось - "Мир
номер ноль".
-
Двухлетний перерыв это что,
признак усталости?
- Нет,
это признак силы и внутренней
энергии, которой пока хватает
на то, чтобы делать новую
программу.
- Все
боялись, что вы повторите
судьбу распавшегося "Наутилуса".
- С
чего бы это? Как я понимаю, "Наутилус"
развалился потому, что Слава
Бутусов ищет что-то новое и
меняет музыкантов. Боря
Гребенщиков ищет что-то новое -
меняет музыкантов. "ДДТ"
ищет что-то новое - и не меняет
музыкантов. "Наутилус"
отчасти бып создан на
коммерческой основе, и,
наверное, здесь денежные штуки-дрюки
сделали свое дело. Мы же все
пришли в "ДДТ" с улицы...
Собственно,
последний раз "ДДТ"
гремела по всей стране, когда
Шевчук вернулся из Чечни и
Таджикистана, где давал
бесплатные концерты. Тогда о
его поездке не говорил только
ленивый. Норовили задеть: мол,
Шевчук поехал в Чечню славы
искать.
-Нет?
- Нет.
Просто надо иногда доверять
простому человеческому порыву.
Эта штука никогда не врет.
- Вы,
если не ошибаюсь, даже привезли
из Чечни видеопленку, из
которой позднее вместе с
Деденевым сделали фильм.
-
Кажется, это было в феврале 1995
года. Мы с Деденевым
смонтировали 20-минутный сюжет.
Показали его, правда, только по
питерскому ТВ - никуда больше
не взяли. Мне же кажется, о
войне нужно снимать фильмы и
нужно их показывать, потому что
это единственный способ
сделать так, чтобы войны не
было. Просто показать, как
человек, сам того не замечая,
превращается в свинью.
- Как
вам невзоровское "Чистилище"?
-
Очень неплохо. Много правды в
этом фильме. Честно скажу: я не
спал всю ночь после просмотра.
Он меня тронул очень, задел за
живое, всколыхнул. Мне одна
барышня в Омске сказала: "Зачем
это показывать? Нет никакого
выхода, никакой морали..." А
мне показалось, что очень точно
фильм заканчивается: бессонные
ночи российских людей. И то, что
одни кричат: "Это неправда!",
а другие: "Это правда!" -
как раз и есть то
художественное, чего Невзоров
добился. Люди опять завелись.
Потом
Шевчук занялся поддержкой
молодых рок-групп, которые в
Питере плодятся как мухи. Что
он в них нашел - до сих пор
непонятно: песни "ДДТ" еще
уфимского периода дают им сто
очков вперед. Тем не менее
Шевчук организовал большой
фестиваль в Питере, записал на
студии "ДДТ" более
двадцати молодых групп. И
только потом понял, что все это
на фиг никому не нужно.
- Хорошо
Макаревич сказал: тем из
молодых, кому я действительно
хотел бы помочь, моя помощь до
лампочки - сами пробьются. Нам
помогали близкие друзья. Но
никаких продюсеров, спонсоров...
А к нам в основном идут люди,
созданные из вторичных качеств,
эмоций, взглядов. Тяжело
наблюдать все это. Мы таким
вежливо отказываем. Здесь я не
могу врать: многим говорю, что
плохо. Людям часто этого бывает
достаточно. В свое время я,
будучи молодым человеком,
пришел к одному поэту, и он мне
конкретно сказал, что ему
нравится, а что - нет. Потом был
еще у одного, питерского. С
обоими общался минут по
пятнадцать, и этой поддержки
мне хватило (смеется). Они
просто мне объяснили, что "кровь
- морковь" - это не лучшая
рифма. Но, с другой стороны, уже
только то, что человек
занимается творчеством - для
меня очень важно. Поэтому я
стараюсь всем помочь, что-то
подсказать.
-
Тогда почему так выступаете
против "звездности"
старшего сына?
- Я
против того, чтобы детей тащить
на сцену. Это значит губить
детство. Я не против Моцарта, но
я все-таки не очень хорошо
отношусь к его папе: издевался
он над ребенком.
- А "Сплин"
первыми вы заметили?
- Не
знаю. Сейчас многие коллеги
бьются за право "первого
заметившего "Сплин". То от
Кости (Кинчева. - Ред.} это
услышишь, то от БГ. В 1996 году мы
их пригласили на фестиваль. Они
хорошо сыграли, всем
понравилось. Но, кроме "Сплина",
мы пригласили еще 33 группы...
Как, черт
возьми, хорошо, что Шевчук не
зажрался. А это было так
возможно и так возможно... Его
упорно звали петь в ночных
клубах. Он отказывался столь
настойчиво, что породил среди
народа легенды. Одна буквально
витала в воздухе и
рассказывалась так
правдоподобио, с такими
эффектными подробностями, что
трудно было не поверить: мол,
приехали как-то к Шевчуку "братки"
и под дулом пистолста отвезли
его в ночной клуб.
- Много чего
рассказывают. Могу сказать
только одно: с людьми, которые
мне не импонируют я даже не
выпиваю. Было несколько
нехороших таких скандалов.
Бывает, заходишь в ресторан где-нибудь
на гастролях. И вот пьяный
какой-нибудь поклонник
начинает: "Юра, давай выпьем,
садись к нам за стол..." И
когда ты ему отказываешь, он
вдруг резко меняет свое
настроение. У человека глаза
наливаются кровью: "Как это,
я его пригласил, а он не пошел?!"
И вплоть до мордобоя. Ну что
делать? А вообще подобного рода
слухи порождают те, кто хочет
выдать желаемое за
действительное, поэтому не
стоит принимать близко к
сердцу такие заявления и
вообще обращать на них
внимание.
- Не
хотите еще где-нибудь карьеру
сделать - в кино, например. Тем
более "Духов день" все уже
подзабыли, а светиться на
экране стало модным...
- Да
нет пока. Приходите на концерт
и увидите, что наши амбиции и в
кино проявились. Мы сами
монтируем фильмы, которые
расширяют образ той или иной
песни. Это наше кино.
- А в
программке какой-нибудь
телевизионной поучаствовать!
Скажем, в "Смаке" у
Макаревича. Приготовили бы "пиццу
по-шевчуковски".
Нет,
не хочу. Я, конечнo, понимаю, что
человеку, который просто любит
муку - и Макаревича, и "ДДТ"
- вообще безразлично, кто чем
занижается помимо творчества.
Но мне кажется, что внутри рок-н-ролла
есть некое связанное с этим
напряжение, основанное на
нравственных позициях
музыкантов. Я не очень понимаю
некоторых своих коллег, они не
понимают меня.
В Москве у музыкантов есть
такая четко очерченная мысль:
сейчас мир капитализма, и
поэтому музыкант может
заниматься бизнесом. И это их
право. Но я, старый идеалист,
так не считаю. Ну и на этой
почве мы не понимаем друг друга.
Не знаю, за кем правда. Мне
кажется, если ты начнешь
заниматься бизнесом, то
прекратишь быть музыкантом,
носителем духа. С другой
стороны, сейчас время такое.
Оно проверяет людей, выверяет,
что для кого главное: или жить
хорошо, или делать хорошее
искусство. И эта проверка
сегодня существует в образе
денег...
- Но
велик соблазн...
- Конечно. Почему мы в Питере
живем? Потому что соблазнов
меньше. Деньги все в Москве. Я,
кстати, ребятам московским не
очень завидую, им сложнее. Это
же все незаметно происходит:
раз - и все. А мы отсюда, из
Питера, наблюдаем за этими
коллизиями. У нас-то пока мет ни
одного спонсора.
- Зато
дышится легче.
- Да,
но деньги-то тоже никто не
отменил. За аппаратуру, звук,
свет, экран нужно платить. Мы
мало зарабатываем, но, с другой
стороны, у нас есть новая
программа. Может, это звучит
высокопарно, но ее нам подарил
Господь за то, что мы остались
художниками. Не стали
официантами в искусстве по
роду: "Чего изволите?" Я не
против официантов, они тоже
нужны: надо же под что-то кушать.
Но есть другая порода, люди
духа, которых это "Чего
изволите?" не канает. Так
было всегда, так всегда будет. Я
очень мягко говорю, без мата.
- Жаль...
- Ну,
матерщина хороша к месту.
Русский мат - язык души -
надтреснутый, разгневанный,
беспощадный, надломленный,
находящийся в поисках выхода.
- Вы
так и остались при своем мнении,
что Ельцин - это хорошо?
- Я на
самом деле очень равнодушен и к
Ельцину, и к его оппонентам. Это
просто такой своеобразный
театр, который играет людьми.
Мы в нем играть не хотим.
За все эти
два года Шевчук написал много
новых песен и вместе с ребятами
из "ДДТ" сделал
грандиозную концертную
программу. Общими силами они
отгрохали потрясающее действо,
которое уже видели Украина и
Питер. Каждая песня
иллюстрирована видеоклипом,
сюжеты для которых Шевчук
отбирал из фильмов Эйзенштейна
и современной рекламы. Так что
теперь группа таскает с собой 4-6
рэллеров с аппаратурой, 120
киловатт звука, сцену, свет и
экран. Пятьдесят человек
работают в туре. Прямо как "Роллинги".
Обидно, что на этих концертах
"ДДТ" денег не заработает
и ни у кого их не попросит. Да и
старых добрых песен о
революции больше не будет...
- Мы стали
более метафизичны, и это мне
очень нравится. Стали видеть
жизнь глубже, тоньше
относиться к каким-то ее
движениям. Это как в китайской
поэзии, в основе которой лежит
самое мимолетное чувство. У нас
утончился слух, мы стали лучше
видеть и слышать, и новая
программа - это итог нашего "физического"
совершенства. Это неоархаика:
мы расширили визуальные и
выразительные средства таким
образом, чтобы публика стала
соучастником действия. В этой
программе я исчез как личность,
растворился в этих экранах,
превратился в простое
составляющее. Вот это я загнул!
- И что,
никаких протестов?
- Ну
почему? Просто это будет не
плакатно, как раньше, а
максимально художественно.
Наша программа антибуржуазна.
Мы, конечно, не занимаемся
революцией: не призываем бить
ларьки, а просто очень иронично
относимся к идее создания
капиталистического общества:
каждому по холодильнику, по два
биде и т.д. Человек ведь от
этого счастливее не станет.
Реклама и вообще все эти
выверты цивилизации нам не
очень импонируют. Мы увлечены
культурой, но не цивилизацией.
- А.
разве можно отделить
цивилизацию от культуры?
-
Может быть, это неправильно, но
я делю эти два понятия. Я провел
внутри себя черту, отделяющую
одно от другого. И она
кровоточит, конечно, эта рана. А
может, даже гноится. Мне ребята
ее часто бинтуют.
-
Значит, больше не будете
восстанавливать
справедливость рукопашным
способом?
- Не
знаю. Есть много людей, которым
я с удовольствием бы вмазал по
роже, но судьба их хранит: она
нас не сводит.
- А
почему, собственно, "Мир
номер ноль"?
- Кто
его знает... Мне на самом деле
это название приснилось. В
деревне сидел, писал. Вдруг
слышу: мир номер ноль. На самом-то
деле это просто слова и не
важно, что они значат в
созвучии. Важно то, что за ними
стоит.
Мы уже проехали пять городов
Украины: везде приходилось
делать дешевые билеты, которые
мы не окупали. Но все пашут как
черти. Просто за доброе дело.
Надо быть членом "ДДТ",
чтобы все это вынести.
- Но
шишки-то городские приходят к
вам на концерты. Вот они бы и
дали денег...
- Нет,
эти шишки, как правило, платят
за другие концерты, другое
любят. А мы как бы в друзья тоже
не особо набиваемся. С ними
вместе в банях не паримся. Я
хорошее объяснение придумал
всему этому: раз нам спонсоры
не помогают, значит, нас
Господь уважает, а дьявол - нет,
потому что деньги от сатаны.
Хотя, я надеюсь, найдутся
ребята, которые нам помогут.
Иначе нам не выжить просто. А
программу хотелось бы показать:
она того стоит.
- Вас
Москва как принимает?
-
Хорошо. Столица... Мы-то люди
периферийные, сидим здесь на
болоте. У меня такое ощущение,
что все лампочки Ильича сейчас
в Москве: каждый дом освещен.
Ошизеть. В Питере зачем фонари?
Здесь белые ночи.
- На
"Роллингов" не пойдете?
- Я
один раз был - не зацепило. Это
яркое, замечательное зрелище,
но уже нет духа, от которого
мурашки по коже... Показалось,
что это не более чем пустота в
блестящей упаковке. У "ДДТ"
тоже есть опасность свалиться
в эту сторону, но мы ее
чувствуем. Я бы с удовольствием
сходил на Ника Кей-ва. Жаль, у
нас с ним концерты в один день.
- Что
должно произойти, чтобы "ДДТ"
кончилась?
-
Кончила или кончилась? Ха-ха.
Пока главное - это музыка,
творчество. Когда на смену
придет что-то другое, мы тут же
умрем. И вы увидите и услышите
эту смерть. Господь все время
нас проверяет.
|