Ленинградский
дворник
-----— Когда
появилась профессиональная
группа “ДДТ”?
----— В
восьмидесятом году в Уфе. Я как
раз заканчивал институт, когда
мы начали пытаться петь по-русски
рок-н-ролл. Причем мы не знали в
то время ни Бориса
Гребенщикова, ни того, что
делалось в Москве и Питере. Мы
даже спорили месяца три, можно
ли петь рок-н-ролл по-русски.
Пели “Дип Пепл”, Джимми
Хендрикса, “Лед Зеппелин”.
-----— А как
возникло это название — “ДДТ”?
----— Это ядовитый
порошок, дуст, которым травят
клопов, тараканов и всякую
гадость. Хотя поклонники
название группы
расшифровывают по-разному — и
как “Дураки из Дома техники”,
где мы в свое время
репетировали, и как “Добрый
день, товарищи”.
----— Сам-то
когда первый раз в руки гитару
взял?
----— Где-то в пятом
классе. Услышал “Битлз”, потом
“Роллинг Стоунз”. Дальше как
обычно, как у всех музыкантов. В
школе на танцах играл в свое
время. Но в основном тогда
живопись победила, а потом уж
опять музыка. Что ж, так бывает.
----— А что за
гитара была?
----— Я сам ее сделал,
первую гитару, так сказать,
выпилил. Потом продал за
тринадцать рублей и купил себе
уже нормальную.
----— Ты ведь
по профессии художник,
живописи учился?
----— Дипломную
работу писал размером три на
четыре метра...
----— Родители
одобрили твой выбор жизненного
пути?
----— Мама, в общем-то,
до сих пор считает, что я
занимаюсь не своим делом,
потому что вот живопись — это
да! Она всегда хотела, чтобы я
был художником, всю жизнь
мечтала об этом. Ей самой не
случилось — тяжелая жизнь,
война, мой отец был
репрессирован, как следствие —
Колыма. Она у меня всю жизнь
болела и страдала искусством,
до сих пор пишет неплохие этюды,
натюрморты.
----Мама первый мой
учитель, и не только рисования.
Она мне читала Пушкина, отдала
учиться в музыкальную и
художественную школу. И я ей
благодарен, дай Бог каждому
сыну такую мать!
----Отец Юрия,
крупный партийный чиновник,
однажды спас его. После выхода
альбома “Периферия” Шевчука
избили сотрудники местного
отделения КГБ, он надолго
оказался в больнице. Только
заступничество отца избавило
его от тюрьмы.
----— Юра, нет
ли тут парадокса? Главный
антисоветчик питерского
андерграунда — и вдруг песни о
родине, патриотизме...
----— То, что тогда
называлось протестом, на самом
деле было просто попыткой
говорить правду о вещах,
которые существовали в стране.
Группа “ДДТ” и вообще
российский рок-н ролл родились
в самом начале восьмидесятых,
когда открыто говорить было
трудновато. В Уфе, где я тогда
жил и создал группу, было
совсем душно. Мы успели дать
всего один концерт, после чего
на нас налетел КГБ. Петь
запретили, из Уфы выселили.
Пришлось не по своей воле
эмигрировать в Питер, где в то
время было чуть легче. В Питере
никогда так круто не давили
андерграунд, как это было в
Москве и других городах.
----О социальных
проблемах я просто не мог не
петь, не могу проходить мимо
того, что вижу. Но не на уровне
шершавого языка плаката, не на
уровне агитки! Хотите знать,
почему я не состою ни в одной
партии? Потому что любой
политик в России не сегодня-завтра
выкинет какой-нибудь фортель, а
я вроде как за него ручался,
агитировал, призывал
голосовать! Значит, в чем-то
перед людьми виноват.
----— То есть в
политических шоу-агитках
группа "ДДТ" не участвует?
----— Боже упаси! Ни в
коем случае!
----— Общий
подход понятен: "Мы бедные,
но гордые!". Только ведь на
одну гордость сыт не будешь.
Кстати, на что ты существовал в
счастливую пору андерграунда?
----— С работой, как и
с деньгами, всегда напряженка
была. Когда жил в Уфе, работал
учителем рисования в сельской
школе. Каждый день мотался в
деревню, туда-обратно. А в
Питере кем только не вкалывал.
Был кочегаром, в восемьдесят
пятом году подметал улицы -
Невский проспект. Потом в
молочном кафе ночным сторожем
работал, потом кофе варил
всяким там... Много чего было.
Жизнь по подвалам-чердакам мы
тоже прошли.
----— Чердачно-подвальное
существование как образ жизни
или из-за отсутствия "презренного
металла"?
----— Помню, у меня
всего трояк в кармане был. Шел
по Невскому, задумался - в то
время как раз писал "Церковь
без крестов" - и перешел
улицу не там, где надо. Меня
мент тормознул: "С вас штраф
три рубля!". А мне неделю на
них жить. Я ему: "Старик, да у
меня это все, что осталось, это
могила!". Он все равно забрал
эти последние три рубля. Я
тогда жил у друга на Гражданке
и с Невского шел домой пешком
два часа. Не было пяти копеек на
автобус.
----— Хорошо,
Юрий Шевчук — бессребреник, но
музыкантам группы жить на что-то
надо?
----— Мы ведь в самом
начале группу “ДДТ” почти
целый год собирали, музыкантов
в нее поштучно подбирали.
Потому так дружно и долго и
живем. Между прочим, коллектив
группы подбирали не только по
музыкальным критериям. Нам
надо было, чтобы музыканты в
первую очередь еще и людьми
настоящими были. Мы проверяли
ребят “на вшивость”, на
отношение к деньгам.
----—
Интересно, каким образом?
----— Это запросто!
На кухне, когда скидывались на
портвейн. Как еще проверить?
----—
Внутренняя свобода при внешней
неволе?
----— По крайней мере,
в кабаках я не выступал, не
пошел по этой стезе. И наши
ребята из группы тоже. Мы
репетировали и отчаянно бились
за большую сцену. Может быть, и
не за большую. Заранее еще не
знали, что будем в будущем
выступать на таких площадках.
Мы просто не могли не играть.
Нам, поколению дворников,
кочегаров, сторожей, было что
сказать, многое хотелось спеть
хотя бы своим друзьям.
----— О
деньгах не спросить просто не
могу. Если они во главу угла не
ставятся, то и не появляются
никогда.
----— Мы настолько
следим за качеством звука и
света на сцене, что все
основные деньги уходят на это.
Я могу сказать: у нас гонорары
за концерт пять тысяч долларов.
В группе все получают поровну.
Я получаю две ставки за то, что
еще пишу тексты.
----— Все
звезды российской эстрады в
один голос утверждают, что без
спонсора сегодня не выжить...
----— Кому не выжить?
Фонограммщикам? Мы на гастроли
в Америку приехали без
спонсора, нас совершенно не
знали. Можно, значит, раз мы
живые. Не деньги главное! С ними
хорошо, но не в них счастье. Мы
не эстрадная попса, мы из
другого профсоюза. Работаем
только живую музыку, стараемся
достучаться до зрительской
души.
----Совсем недавно я
дал один сольный концерт в
Москве, в киноконцертном зале
“Россия”. Можно сказать, в
логово залез...
----— Что так
сурово?
----— Да потому, что
этим ядом попсовым вся земля
под “Россией” на шесть метров
вглубь полита, всеми их
овациями-презентациями.
----— Не так
давно ходили слухи, что группа
“ДДТ”, опять же очень даже
дружно, ушла в запой. Было? Или
это происки конкурентов?
----— Нет-нет, не пьем
сейчас совершенно. Запои
бывали, как без них? Но на сцене
мы всегда трезвые. В какой-то
момент решили, что выходить с
похмелья на сцену стыдно и
несправедливо по отношению к
зрителям.
----— Не могу
не спросить насчет личной
жизни — жены, дети?
----— Я не люблю
распространяться насчет
личной жизни. Это такая...
непростая тема. Большой
аудитории всего не объяснить в
двух словах, а подробно
невозможно. До двадцати-тридцати
лет жизнь у нас была бурная... да!
А потом моей личной жизнью
стала наша группа и то, чем мы
занимаемся. Это на самом деле
так. Поэтому мне и сказать-то об
этом нечего.
----— Дети?..
----— Дети у меня
есть, двое. Я вдовец, у меня два
сына — Петр, он живет со мной,
ему уже десять лет, и Федор.
Федор недавно родился в городе
Берлине от очень замечательной
женщины Марианны. Она живет в
Берлине вместе с родителями. Я
предложил назвать сына Гансом,
но юмора не поняли.
----— Отцы
всегда хотят, чтобы их дети
были выдающимися. Кем ты хочешь
видеть своих сыновей?
----— Не важна
профессия. Мне бы хотелось,
чтобы мои дети имели чувство
сострадания, потому что оно
делает человека человеком.
----— Ты
счастливый человек?
----— Мужику в России
тяжело жить. Я же занимаюсь
любимой работой и за нее еще
получаю деньги. Мне зарплату не
задерживают. Так что мы просто
счастливые в нашей стране Куда
нам больше? Есть такая молитва:
“Господи, помоги мне принять
то, что я не в силах изменить... и
мужество изменить то, что могу...”.
Виктор
Логачев
|